Возрастные особенности детей

Возрастные особенности детей 6-7 лет

   В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.  В одной известной песенке поется «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, что такое быть школьником. И от поведения родителей во многом зависит, к каким выводам он придет.         Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенциальными возможностями.         Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 6-7 летнего возраста.
Социальное развитие:
·дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
·  хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
·  способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
·   стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
·    тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

 
Организация деятельности:
·  дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,
·   они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
·  ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,
·   они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,
· способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
·   дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
·   способны к простейшему звуковому анализу слов,
·    обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
·    грамматически правильно строят предложения,
·    умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать,
·  свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают­ на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль,
·   способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,        
·    способны использовать все союзы и приставки, обобща­ющие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
·   дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей,
·   они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают мно­го вопросов,
·   с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
·    имеют элементарный запас сведений и знаний об окружа­ющем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
·    шестилетки способны к произвольному вниманию, одна­ко устойчивость его еще не велика (10—15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
·  количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
·   преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном воспри­ятии,
·   дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают нагляд­ные образы, чем словесные рассуждения),
·    способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка),
не способны быстро и четко переключать внимание с од­ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой..
Развитие мышления:
·    наиболее характерно наглядно-образное и действенно- образное мышление,
·    доступна логическая форма мышления. 
Зрительно-пространственное восприятие:
·    способны различать расположение фигур, деталей в про­странстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
·  способны определять и различать простые геометрические ­ фигуры (круг, овал,    квадрат, ромб и т. п.),
·  способны различать и выделять буквы и цифры, написан­ные разным шрифтом;
·  способны мысленно находить часть от целой фигуры, до­страивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструк­ции) из деталей.
Зрительно-моторные координации:
·  способны срисовывать простые геометрические фигуры,  пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального: то, что удается одному ребенку, мо­жет вызвать трудности у другого.
Слухо-моторные координации:
·   способны различать и воспроизводить несложный ритми­ческий рисунок;
·   способны выполнять под музыку ритмичные (танцеваль­ные) движения.
Развитие движений:
·   дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
·   способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей;
·  способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
·   способны выполнять сложнокоординированные гимнас­тические упражнения,
способны к координированным движениям пальцев,
способны к координированным движениям пальцев,
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
·  способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.);
·  способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
·    способны осознавать свое положение в системе отноше­ний со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стре мятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
·   ­самооценка в разных видах деятельности может суще­ственно отличаться,
·   не способны к адекватной самооценке. Она в значитель­ной степени зависит от оценки взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
·  интерес к новым видам деятельности;
·  интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
·  проявляют познавательные интересы;
·  устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
·   способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил),
·   способны проявить настойчивость, преодолевать трудности
 Как мы видим, различные сферы шестилетки развиты нео­динаково и требовать от ребенка соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотри­тельно. Кроме того, у каждого ребенка свой собственный ин­дивидуальный темп деятельности и развития и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
 Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умнень­кий, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожи­даниях. На детскую головку обрушивается град упреков: не­усидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа... Но ведь не толь­ко родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не полу­чается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложить­ся впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали, но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Отноше­ние родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или неудачами ребенка, более того, родители долж­ны пытаться подчеркнуть временный характер этих неудач и показать ребенку, что он по-прежнему, несмотря ни на что, ос­тается любимым.
  В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзы­вайте малыша смешным прозвищем, если он что-то плохо де­лает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться красиво писать. По­чаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте вни­мание на неудачах.
    В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовлен­ных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчи­вых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья ма­лыша  и решайте все проблемы как можно быстрее.


Возрастные особенности детей 6-го года жизни

Вот ваши дети перешли в старшую группу, стали совсем уже большими.
В 5-6 лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Ему все интересно, его все манит и привлекает, но он еще не в состоянии глубоко и правильно осознать это и переработать поток поступающей информации о большом мире.
В этом возрасте интересы приобретают разносторонний характер и родители начинают даже испытывать трудности в удовлетворении их. Именно на 6 году у ребенка наблюдается пик познавательных вопросов, которые рассматриваются как проявление любознательности, стремление понять окружающий мир.
Возрастной период с 5 до 6 лет – значительный этап в развитии познавательной сферы дошкольника. Я хочу остановиться на наиболее информационном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения. Какие же изменения происходят здесь?

Восприятие

  1. Ребенок знает не только цвета, но и называется оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый.
  2. Различает разновидности геометрических форм, называет новые геометрические формы: ромб, овал.
  3. Может сопоставить по величине 10 и более предметов.

Память

  1. Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 7-8 названий предметов.
  2. Может изложить содержание небольшого рассказа, сказки.

Внимание

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию (т.е. ребенок ставит перед собой цель), однако преобладает все же непроизвольное внимание. Например: для ребенка доступно такое задание или игра, которые можете проводить дома, «Запрещенные слова» – на развитие внимания. Взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, при этом нельзя говорить «Да» и «Нет» и не называть цвет, например, белый. Например, «Снег какой?» - «Пушистый, холодный, красивый»; «Ты мальчик?» – «Я девочка». В 5-6 лет ребенок может заниматься необходимой, но неинтересной для него деятельностью в течение 10 минут и больше.
Нужно обратить внимание на тех детей, которые не могут сосредоточиться даже в течение 5 минут, так как это все-таки уже старший дошкольный возраст, совсем недалеко до школы. На это надо обратить внимание и вырабатывать у таких детей усидчивость.
В этом возрасте ребенок может действовать в соответствии с правилами (например, заштриховать необходимую фигуру).

Воображение

  1. Ребенок может дорисовать начатое изображение, дополнить его деталями, а также, дополнив, сделать сюжет, композицию.
  2. Может сочинить сказку или историю на заданную тему, оригинальную и наполненную деталями.

Мышление

  1. Может обобщать (транспорт, одежда, обувь)
  2. Ребенок может выстраивать по картинкам последовательность событий.
  3. Может распределить предметы по группам на основе выделения какого-то признака, т.е. осуществить классификацию.
Ребенок должен знать последовательность времен года и дней недели.
Данные показатели дают возможность вам оценивать развитие ребенка. Но это вовсе не означает, что при отсутствии того или иного показателя можно говорить о его недостаточном умственном развитии. Это связано с индивидуальными особенностями.
В старшем дошкольном возрасте происходят качественные изменения в регуляции поведения – формируется саморегуляция, т.е. дети начинают сами предъявлять к себе те требования, которые ранее предъявлялись им другими. Дети осознают общепринятые нормы и правила, понимают обязательность их выполнения.
Дети уже могут, не отвлекаясь на более интересные дела, выполнять трудные обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, убирать игрушки, наводить порядок в игровой комнате.
Довольно успешно 5-летние дети регулируют свое поведение в соответствии с этическими нормами, например, дружно играть, делиться игрушками, говорить правду. Однако дети соблюдают такие нормы только во взаимодействии с теми, кто им наиболее симпатичен, т.е. саморегуляция остается ограниченной.

Общение

В старшем дошкольном возрасте дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные, касающиеся жизни людей.
Теперь для него становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков, нуждается в оценке не конкретных умений, а качеств личности в целом. У ребенка формируется потребность во взаимопонимании. (Чтобы поддержать стремление ребенка быть хорошим нужно всячески поощрять его положительные поступки, черты характера.
Поэтому больше разговаривайте с детьми, беседуйте, находите время позаниматься, так как только совместная работа детского сада и семьи будет более эффективной для развития детей.
Уже сейчас необходимо начинать подготовку к школе, так как есть достаточное время и если есть какие-то проблемы, то лучше сейчас обратить на них внимание, чтобы вовремя исправить (если не усидчив, не внимателен и др.)
  1. Обучение требует систематичности, лучше 10-15 минут в день, чем 1-2 часа в выходные.
  2. Учитывать принцип от простого к сложному.
  3. Оценивать успехи детей.
  4. Старайтесь не создавать у ребенка впечатление, что занятия и игры с ним являются смыслом вашей жизни: например, беседуйте, играйте во время приготовления ужина на кухне, по дороге в детский сад, в автобусе, пополняйте словарный запас, знания об окружающем мире.
  5. Если у вас нет настроения, плохо себя чувствуете, то лучше не заниматься с ребенком, так как пользы это не принесет. Дети эмоционально отзывчивы, через силу с ребенком не играйте. 

*****************

 Возрастные особенности ребенка 4 - 5 лет
Возраст 4 – 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и стал спокойнее, послушнее. Более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у Вашего ребенка активно проявляются:
Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении.
Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. 
Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п.
Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании  и уважении со стороны ровесников.
Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
Вам как его родителям важно:
Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помните, что запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
По возможности вместо запретов предлагайте альтернативы. Например: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги (ватмане)». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его злость и обиду по этому поводу.
Говорите ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают его поступки. Вместе с ним разбирайте сложные этические ситуации. А главное, сами живите в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
Не перегружайте совесть ребенка. Чрезмерная критика, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, мстительность, страх перед наказанием, а также пассивность, неуверенность и отсутствие инициативы.
Не стоит при ребенке рассказывать страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем и почвой для страхов. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами (в сказке, игре, рисовании)
Чрезмерная опека в семье, постоянное нахождение ребенка рядом с взрослым, предупреждение каждого его самостоятельного шага способствует формированию страхов у ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности. Не дает сформироваться адекватной защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.
Предоставьте ребенку возможности для проявления его творчество и самовыражения. По возможности не оценивайте творчество ребенка ни положительно, ни отрицательно – пусть он оценит это сам.
Обеспечьте ребенку возможность совместной игры с другими детьми. Такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Помните, что страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения со сверстниками.
Помните, что ребенок уже способен долго и увлеченно заниматься тем, что ему интересно, и ему бывает очень трудно прервать свою игру. Поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать ребенка заранее.
Будьте открытыми к вопросам ребенка, интересуйтесь его мнением, стимулируйте его самому находить ответы на интересующие его вопросы. 

***********

 Возрастные особенности ребенка 3 - 4 лет.

Три года – это возраст определенного рубежа развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш начинает осознавать собственную «отдельность». Кризис 3 лет связан с формированием образа Я, самоутверждением и самостоятельностью. Возникает противоречие между желанием «делать, как взрослый» и своими возможностями. Основные потребности в этом возрасте – потребность в общении, уважении, признании и самостоятельности.
В этом возрасте ваш ребенок:
Выражает желание делать всё по-своему. Это необходимо ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Отделяясь от взрослых, ребенок пытается установить с ними новые отношения.
Осознавая себя как отдельного человека, ребенок отвергает почти все, что предлагают родители, и делает все сам, даже если ему это пока не по силам. Ребенок протестует не на само действие, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем перечить другому.
Начинает действовать не под влиянием сиюминутных желаний, а исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. 
Возникает потребность общаться не только с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила поведения через реакции взрослых и детей на его поступки.
Игра становится более коллективной и уже имеет сюжетное наполнение. В ней ребенок воображает себя кем угодно и соответственно действует. В этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10 – 15 минут, а потом ему хочется переключиться на что-то другое.
Дети в игре со сверстниками учатся защищать свои личные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учитывать желания и чувства других партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.
Ребенок активно осваивает речь, придумывает несуществующие слова, придает уже известным словам свой особенный смысл.
Заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
В 3-5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. В этом возрасте дети боятся  Волка, Бабы Яги, Бармалея, Карабас-Барабаса и прочих  нелицеприятных личностей. Перечисленные персонажи отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке любви, жалости и сочувствия. 
 Вам как его родителям важно помнить:
С терпением и пониманием относится к протестам и бунтам ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка может привести к пассивности, зависимости и инфантильности. Иногда следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не опасно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
Но, когда капризы становятся частыми и по нелепым поводам – это вас должно насторожить. Не позволяйте ребенку командовать собой и добиваться своего только таким способом. Иначе это станет привычкой и потом вам с этим придется очень долго и тяжко справляться. Старайтесь договариваться. 
Помните, что упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на своем не потому, что ему этого хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
 Разбирайте вместе с ребенком конфликтные ситуации в детском саду или на детской площадке. Учите его уважать собственные и чужие интересы и чувства. Для этого важно самим быть для него примером – то есть уважительно относиться к нему самому и другим членам семьи.
Бережно обращайтесь с чувствами ребенка. С пониманием относитесь к его горю или злости, разделяйте с ним радость, чувствуйте его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно справляться с собственными эмоциями.
 Не создавайте из возрастных страхов лишней проблемы! Вовремя успокойте ребенка, нежно поговорите с ним. Помните: при спокойной и благоприятной атмосфере в семье эти страхи проходят сами собой или проявление их будет незначительно.
 Продолжайте развивать координацию движений (учите прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (лепка, шнуровка, пирамидки, собирание бусинок).
 Помните, что речевые обороты и запас слов у ребенка формируется из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг очень полезно для расширения словарного запаса ребенка, развития его мышления. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте события дня, а также терпеливо отвечайте на вопросы. 
Что должно беспокоить родителей в ребёнке к 4 годам:
  • Чрезмерное беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность;
  • Резкие смены настроения, раздражительность, частые и продолжительные истерики;
  • Чрезмерная медлительность, вялость, 
  • Трудности контактов со сверстниками и взрослыми, отсутствие потребности в общении
  • Плохой сон (вскрикивает во сне, часто просыпается и т.п.)
  • Тики (непроизвольное подергивание век, губ, мышц лица, навязчивые однотипные движения, грызение ногтей
  • Заикание
  • Задержка в речевом развитии 

Комментариев нет:

Отправить комментарий